nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности. Подготовка рабочих кадров для инновационной экономики: проблемы и пути решения Подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (далее именуются - Основные направления) определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.

I. Общие положения

N 2473п-П7

2. В Основных направлениях применяемые термины используются в следующих значениях:

инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;

инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;

политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;



наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.

4. Инновационная система включает:

воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

развитие инфраструктуры инновационной системы;

5. Инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем:

обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны;

формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий.

6. Инновационную систему характеризуют следующие основные показатели:

доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;

Одним из важнейших условий перехода экономики на инновацион­ный путь развития является наличие в научно-технической, промышленной и предпринимательской сферах доста­точного количества квалифицированных специалистов, способных, с одной стороны, обес­печить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции, а с другой, использовать эти результаты в производственных и предпринимательских инновациях.

Опыт индустриально развитых стран показывает, что превращение научно-технических разработок в инновационный продукт, привлека­тельный для инвестора, производителя и покупателя, способны обеспе­чить профессионально подготовленные специалисты. Они должны вла­деть вопросами коммерциализации разработок и трансфера технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, прогнозирования и оценки коммерческой значи­мости новых продуктов и технологий на ранней стадии реализации про­екта, продвижения их на рынок.

По оценкам экспертов, оптимальное количество специалистов в об­ласти менеджмента инноваций составляет до 25% от общего количества работников научно-технических отраслей экономики. Текущая мини­мальная потребность в подготовке кадров и обучении такого рода спе­циалистов составляет порядка 24 тыс. человек в год. Однако объем и особенно качество подготовки специалистов для инновационной деятельности и эффективной коммерциализации технологий в настоящее время не соответствуют современным потребностям. Поэто­му так важно в кратчайшие сроки насытить рынок труда специалистами, способными организовать процессы коммерциали­зации интеллектуальной собственности и реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции, эффективно использовать эти результаты в инновационном процессе.

В настоящее время свои услуги в области подготовки специалистов, занимающихся вопросами менеджмента для разных отраслей народного хозяйства, предоставляют многие образовательные организации и учреж­дения:

Государственные и негосударственные высшие учебные заведения, ориентированные в основном на обучение студентов, но оказывающие также платные образовательные услуги лицам, имеющим опыт практической работы, которые желают получить второе выс­шее образование (экономическое или юридическое);

Специализированные институты повышения квалификации работ­ников отдельных отраслей;

Негосударственные учебные заведения, ориентированные на пере­подготовку кадров для крупных промышленных и финансовых структур;

Негосударственные учебные заведения, созданные при ассоциаци­ях, фондах и других структурах, ориентированных на оказание поддерж­ки малому и среднему бизнесу.

Получили распространение также различные бизнес-курсы. Краткосрочную подготовку на специализированных семинарах проводят многие учебные центры и школы бизнеса в рамках отдельных учебных программ и курсов. Расширяется сеть организаций, оказывающих консультацион­ные услуги. Развивается практика организации учебного процесса с уча­стием ведущих университетов и учебных центров индустриально разви­тых стран.

Вместе с тем, у большинства специалистов, занятых в инновацион­ной сфере, нет системных знаний в области интеллектуальной собственности, стратегии ее правовой охраны и коммерческого исполь­зования результатов исследований и разработок, ограничены представ­ления о жизненном цикле высокотехнологичного продукта, интеграции разнородных технологий в общей деятельности компании, стратегии развития наукоемкого бизнеса, технологическом аудите, экспертизе и управлении инновационными проектами. Образование в этих областях имеет в настоящее время только малая часть тех, кому оно необходимо.

Вследствие этого качественный уровень работников российских ор­ганизаций и предприятий в области менеджмента инноваций существен­но уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда.

Несмотря на большое количество государственных и негосударствен­ных образовательных учреждений, ведущих подготовку менеджеров по всему спектру делового образования, существуют большие проблемы в обеспечении высокоэффективной подготовки специалистов для инновацион­ной деятельности на всей территории России.

Решение указанных проблем связано с разработкой и реализацией совокупности научно обоснованных мероприятий организационно-экономического и методического характера. Это подразумевает создание единой системы подготовки и переподготовки специалистов для иннова­ционной деятельности.

Важным шагом в этом направлении явилась “Концепция формирования системы подготовки специалистов для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах”, разработанная на основе одобренной постановлением Правительства Российской Федерации № 83224 от 24 июля 1998 г. “Концепции инновационной политики Российской Федерации”, а также “Координационного плана совместных действий по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере”, утвержденного 30 апреля 1999 г. Министерством общего и профессионального образования РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Министерством науки и технологий РФ и Министерством экономики РФ, решений коллегии Министерства науки и технологий РФ по вопросам кадрового обеспечения научно-технической сферы.

В соответствии с этой Концепцией, особую важность для активизации инновационной деятельности в стране представляет решение вопросов кадрового обеспечения предпри­нимательского сектора. Главное место здесь занимает подготовка спе­циалистов для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продви­жения технологий). Кроме материально-финансовых и информационных ресурсов, им нужен эффективный менеджмент и, соответственно, подго­товленные кадры по всей цепочке инновационного процесса. Речь идет о подготовке руководителей малых фирм, менеджеров инновационных проектов, специалистов по правовой охране и коммерческому использо­ванию результатов исследований и разработок, выведению на рынок высокотехнологичного продукта, стратегии развития наукоемких компа­ний, технологическому аудиту в инновационных фирмах и научных уч­реждениях, экспертизе инновационной деятельности фирм.

Актуальной является подготовка квалифицированных кадров препо­давателей и консультантов для образовательных структур, специализи­рующихся на подготовке и консалтинговом сопровождении специалистов для инновационной деятельности. Целью подготовки преподавателей и консультантов должно стать формирование в региональных образова­тельных учреждениях профессиональных команд, способных обеспечи­вать необходимое качество обучения и оказывать действенную консуль­тационную поддержку по вопросам менеджмента инноваций.

Одна из важных проблем - обучение работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, отвечающих за организа­цию и обеспечение условий развития инновационной деятельности, основам управления инновациями и коммерциализации технологий. Главной целью подготовки государст­венных служащих является приобретение ими знаний, необходимых для обеспечения эффективного содействия развитию инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Исходя из Концепции, функционирование системы должно базироваться на следующих методологиче­ских принципах:

    многоуровневом подходе к обучению специа­листов различных категорий;

    модульной схеме построения системы и образовательных про­грамм;

    согласованной методологии обучения на всех уровнях системы;

    непрерывном обновлении учебного процесса, отображающем изме­нение ситуации на рынке с появлением новых технологий;

    формировании устойчивых навыков практической реализации инновационных проектов;

    адекватности международным образовательным стандартам.

Многоуровневый подход к подготовке соответствующих специалистов подразумевает:

Необходимость параллельного развития кратко-, средне- и долго­срочных программ (по отдельным модулям повышения квалификации, по формату переподготовки и получения второго высшего образования);

Распространение соответствующих образовательных курсов в вузах Министерства общего и профессионального образования РФ для параллельной подготовки молодых специа­листов (получение базовых знаний или одновременно двух специально­стей) в области менеджмента инноваций.

Формирование содержательной части профессиональных программ, выбор форм и методов обучения, информационно-техническое обеспе­чение системы повышения квалификации и переподготовки кадров должны отвечать конкретным потребностям в образовательных услугах с учетом качества и сроков обучения.

Финансирование системы подготовки кадров должно опираться на имеющиеся внутренние ресурсы развития (государственные средства, под­держка региональных администраций, заинтересованных в подготовке кадров корпораций, инновационных центров, выполнение заказных научно-исследовательских работ, плата за обучение), а также возможности, предоставляемые международ­ными организациями, фондами и программами технической помощи.

Как показывает анализ зарубежного и отечественного опыта, подго­товка кадров является сферой, финансовые вложения в которую при относительно небольших затратах приносят быстрый и положительный социально-экономический эффект.

Государство призвано сыграть решающую роль в запуске механизмов финансовой поддержки системы подготовки кадров. В настоящее время важнейшими критериями участия государства в финансировании систе­мы подготовки кадров в целом и ее элементов в частности должны вы­ступать качественные характеристики, определяющие эффективность процессов обучения. Эти характеристики включают в себя качество подготовки кадров, экспертизы и отбора инновационных проектов, показателей работы инновационных компаний, учебных программ и методических материалов.

Ориентация государства на качественные характеристики при отборе проектов для бюджетного финансирования является важной гарантией для привлечения дополнительных средств и инвестиций. Нали­чие у организаций и высокотехнологичных предприятий высококвали­фицированных специалистов в области менеджмента инноваций является одним из условий выделения бюджетных средств на реализацию научно-технических и инновационных проектов.

В рамках “Концепции инновационной политики РФ” (1997 г.) была разработана и принята так называемая многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной предпринимательской деятельности в научно-техническом и производственном секторах экономики (распоряжение Правительства РФ от 08.04.1999 г. № 542-р).

Целью формирования многоуровневой системы является обеспечение масштабной подготовки квалифицированных специалистов разных категорий и уровней по вопросам инновационной теории и практики. Система должна быть гибкой и оперативно реагирующей на запросы рынка образовательных услуг в сфере дополнительного образования.

Многоуровневая и содержательная нацеленность системы определяются необходимостью решения следующих задач.

    Обучение научных сотрудников, прежде всего, авторов разработок, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий, использования научных результатов в качестве инновационного ресурса.

    Подготовка персонала предпринимательской сферы, прежде всего, для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Им нужен эффективный менеджмент по всей цепочке инновационного процесса.

    Подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

    Обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, отвечающих за обеспечение условий для инновационной деятельности, коммерциализации технологий, формирование и регулирование соответствующих рынков.

Как и для любого образования, базой указанной подготовки является обучение, которое должно быть не только многоуровневым, но также непрерывным и многократным, и, по-своему, инновационным. Последнее обеспечивается соответствующим подбором преподавателей и тренеров, учебно-методическими разработками, методами и технологиями обучения.

Организационную основу многоуровневой системы составляет сеть специализированных центров, методические рекомендации по формированию которой утверждены Министерством науки и технологий РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ 29 сентября 1999 г. Ядро сети образуют следующие опорные образовательные учреждения по подготовке специалистов для инновационной деятельности в научно-технической сфере.

1. Центр коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (г. Москва).

2. Институт предпринимательства и инвестиций Академии менеджмента и рынка (г. Москва).

3. Международный институт менеджмента "ЛИНК" (г. Жуковский Московской области).

4. Институт государственного управления и социальных исследований МГУ им. Ломоносова (г. Москва).

5. Франко-Российский институт делового администрирования (г. Обнинск Московской области).

6. Центр инновационного менеджмента (тренинг-центр) (г. Санкт-Петербург).

7. Нижегородский научно-информационный центр (г. Нижний Новгород).

8. Поволжский региональный учебно-научный центр инновационного предпринимательства СГТУ (г. Саратов).

9. Фонд "Уральский учебно-научный центр инновационного бизнеса" при УГТУ (г. Екатеринбург).

10. Западно-Сибирский международный образовательный центр инновационного предпринимательства Томского государственного университета (г. Томск).

11. Южно-Российский образовательный центр “Инновация” Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону).

Чтобы поддержать и активизировать инновационную деятельность, включая и соответствующую подготовку кадров, с декабря 1998 года реализуется Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России. В рамках этой программы (и в соответствии с вышеупомянутым распоряжением Правительства РФ) Министерство науки и технологий РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство экономики РФ в апреле 1999 г. приняли “Координационный план совместных действий по реализации многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности”.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные понятия и направления формирования кадров для инновационной экономики;
  • основные нормативные и программные документы в области подготовки кадров и развития системы образования;

уметь

  • анализировать и применять отраслевой и региональный опыт подготовки кадров для инновационной экономики;
  • выявлять специфику подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики;

владеть

  • современными методами управления кадрами в инновационной экономике;
  • методами разработки программ подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика, научные кадры, инновационные кадры, инновационный человек, компетенции, система образования, корпоративный университет, научно-образовательный центр.

Понятие "кадры для инновационной экономики"

Когда речь идет об инновационной экономике, то подразумевается, что это экономика, которая основана на знаниях, инновациях, на позитивном восприятии результатов творческой интеллектуальной деятельности, новых идей, стремлении их воплотить в жизнь, что обеспечивает качественный рост эффективности процессов или продукции, которая необходима рынку. При этом современные компании стремятся привлечь на рабочие места сотрудников, которые обладали бы интеллектуальными способностями и сами стремились к поиску новых прогрессивных решений в своей деятельности. Для того чтобы уметь эффективно управлять инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, необходимы кадры, готовые к подобной деятельности. В этом случает речь идет о кадрах для инновационной экономики.

Классик экономической теории Й. Шумпетер в своей известной книге "Теория экономического развития" исследовал те факторы, которые "взрывают" равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и обусловливают динамические изменения в экономике. Й. Шумпетер выделил несколько видов принципиально новых комбинаций факторов производства:

  • создание нового продукта;
  • использование повой технологии производства;
  • использование новой организации производства;
  • открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

Новые комбинации факторов производства получили

названия "нововведения" (инновации). Именно Й. Шумпетером был впервые введен данный термин в экономику. Следует иметь в виду, что инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Й. Шумпетер отводил ведущую роль в экономическом развитии предпринимателю, считая, что предпринимательство – это особый дар, свойство человеческого характера, никоим образом не зависящее от классовой, социальной принадлежности. Этот тип характера отличают следующие особенности :

  • опора на собственные силы;
  • предпочтение риска;
  • ценность собственной независимости;
  • ориентация на собственное мнение;
  • потребность в достижении успеха, при том, что самоценность денег для него невелика;
  • ключевое качество предпринимателя – стремление к нововведению.

Предприниматель выступает главным субъектом процесса экономического развития. Именно его активность способствует осуществлению технического прогресса, создается избыток ценности, "взламывается" стационарная ситуация, и экономика получает импульс развития.

Можно привести классические примеры, которые подтверждают выводы Й. Шумпетера. Именно стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству.

В широком смысле слова под инновационными кадрами (в том числе рабочими) в современной экономике подразумеваются работники с высоким инновационным потенциалом. Основными характеристиками таких работников могут быть:

  • высокий профессиональный уровень, желание постоянно повышать уровень своего образования и квалификации;
  • творческие способности, получающие свое проявление в чувстве нового, в возможности видеть недостатки, находить пути их устранения;
  • способность овладевать новейшими технологическими приемами, методами и формами организации труда, высокая технико-технологическая культура;
  • наличие определенных психологических и морально- нравственных качеств – адаптивность, гибкость мышления, воображение, целеустремленность, добросовестность, трудолюбие.

Классификация инновационных кадров, базирующаяся на выделенных критериях, представлена в табл. 6.1 .

Таблица 6.1

Классификация инновационных кадров

Основными современными проблемами в области подготовки кадров специалисты называют следующие :

  • разрыв между образованием и производством;
  • подготовка инженерных специалистов ориентирована на массовое индустриальное производство 30–50-летней давности;
  • у большинства студентов-выпускников мало производственного опыта;
  • отсутствуют эффективные связи между работодателями, предприятиями и университетами, высшими учебными заведениями;
  • используется мало инструментов государственно-частного партнерства в профессионально-техническом образовании;
  • слабая корреляция количества выпускников с потребностями экономики;
  • не разработаны многие профессиональные стандарты, на основе которых должно происходить обучение;
  • студенческая практика на производстве, в конструкторских бюро до сих пор не является обязательной;
  • существует проблема закрепления на производстве молодых специалистов;
  • слабая пропаганда научных и технических знаний среди молодежи;
  • велико количество платных высших образовательных учреждений, готовящих неквалифицированных специалистов;
  • отставание в развитии профессионально-технического образования;
  • непрестижность и слабая пропаганда инженерных профессий;
  • износ материально-технической и информационной базы в вузах.

Наиболее значимым в инновационной экономике является развитие кадров (персонала, человеческих ресурсов), поскольку именно им предстоит разрабатывать, внедрять, а затем управлять инновационными процессами, способствовать тому, чтобы они были эффективными. В связи с этим на основе обобщения имеющихся взглядов можно выделить ряд новых подходов к развитию кадров в инновационной экономике:

  • – усиление подготовки специалистов для отраслей инновационной экономики;
  • – акцент на инвестиции в человеческий капитал, что можно расценить как долговременные инвестиции в инновационную экономику;
  • – развитие творческой составляющей трудового потенциала личности.

Предприятия, заинтересованные в инновационном развитии, повышении собственной конкурентоспособности, должны ориентироваться на кадры, обладающие аналитическими способностями, которые сами стремятся к нововведениям, что будет способствовать увеличению прогрессивных управленческих решений и активизации трудового потенциала работников. Именно такие кадры способны активно адаптироваться к быстро меняющимся условиям постиндустриального общества.

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 1

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Российская экономика не носит характера инновационной и все еще является экономикой переходного периода, что обосновывается большими рисками инвестиций в инновационную сферу. Смягчение этой ситуации видится на путях развития государственно-частного партнерства, создания национальной инновационной системы, инновационной активности российской экономики, подготовки кадров нового мышления.

Инновационная активность и инновационное развитие экономики

Существующее положение в мировой экономике и сравнительный анализ состояния дел в российской экономике позволяют сделать ключевой вывод о том, что российская экономика не носит характера инновационной экономики, а все еще является неэффективной сырьевой экономикой переходного периода, что обосновывается большими инновационными рисками и стоимостями инвестиций в инновационную сферу. Смягчение этой ситуации видится на пути:

а) развития государственно-частного партнерства;

б) создания и развития национальной инновационной системы;

в) инновационной активности российской экономики;

г) переподготовки и подготовки кадров нового мышления.

Понимание инновационной активности позволит изучить суть инновационного развития экономики, а термина "развитие" как понятия, указывающего на качественные изменения в экономике в целом и отдельно в субъектах хозяйствования с расширением возможностей.

Известны следующие факты сложившейся ситуации :

Данные о начальной стадии инновационной цепочки - блок "Знания": 12% численности ученых в мире (то есть число ученых в РФ) создают лишь 0,3% мировой наукоемкой продукции;

Данные о конечной стадии инновационной цепочки - блок "Конечная инновационная продукция": только 7 - 10% продукции РФ является инновационной в сравнении с 70 - 80% объемов инновационной продукции в развитых зарубежных странах.

Отметим, что доходность венчурного бизнеса в России 10 - 15%, а на Западе 40%. По заключению Счетной палаты РФ на 2012 г., по объему оцененных и учтенных на балансе предприятий нематериальных активов (НМА) Россия находится далеко не в первой десятке в мире, что, разумеется, не соответствует фактической действительности по формальным признакам . Например, фирма "АНТК им. Ильюшина" имеет на балансе НМА на незначительную сумму; 5,5% в общем объеме промышленной продукции считается инновационной продукцией. Имеется ситуация, когда предприятие по какому-то из видов продукции в лучшем случае зарегистрировало патент.

Проблемой в инновационной деятельности является отсутствие кадров, как определяющих инновационную политику в регионах, так и работающих в инновационной сфере. Это государственные и муниципальные служащие, руководители и специалисты реального сектора экономики.

Решение этой проблемы связано с необходимостью разработки и реализации модульно-компетентностного подхода в обучении инновационных специалистов с перечнем определенных программ обучения и самой технологией обучения, что особенно важно при вступлении России в ВТО.

Быстро решить проблему дефицита кадрового обеспечения в России возможно и необходимо через широкую сеть системы дополнительного профессионального образования (ДПО), как наиболее мобильной. Однако это не исключает планомерную подготовку новых кадров рабочих, специалистов и управленцев различных отраслей в ПТУ, сузах и вузах, способных работать в условиях модернизации и конкуренции.

По мере вхождения России в ВТО будет возрастать конкуренция на внутреннем рынке страны, ведущая к свертыванию и разорению конкурентно слабых производств. Отсюда увеличение безработицы, падение платежеспособного спроса, перелив рабочей силы между предприятиями и отраслями, миграция населения. Для смягчения социальной напряженности должна быть развернута сеть целевой переподготовки кадров для востребованных специальностей и профессий, а переподготовка управленцев должна включать в себя также освоение законодательной базы и судебной практики ведущих стран ВТО. Соответственно формируются учебные программы для системы ДПО.

Опыт организаций внутри образовательного подкластера

Авторами проанализированы внутри образовательного подкластера образовательные программы с инновационной направленностью обучения; сформированы инновационные компетенции желаемых специалистов для работы, например в Национальном центре авиастроения (НЦА) как Авиационного инновационного кластера (АИК); проанализированы связи (отношения) между образовательными учреждениями, входящими в образовательный подкластер. На основе полученных результатов формируется стратегия инновационного развития образовательного подкластера, основанная на модульно-компетентностном подходе.

В образовательном подкластере можно выделить три типа направлений подготовки следующих специалистов: например, экономические вузы: Высшая школа экономики, Муниципальный институт г. Жуковский, Международный институт менеджмента ЛИНК - инновационный менеджер, менеджер по инновационному развитию организаций или кластеров; технические вузы: Московский технический университет им. Н. Э. Баумана, Московский авиационный институт - инженер-менеджер, инженер - менеджер наукоемкого производства; научно-исследовательские: Московский физико-технический институт - технологический менеджер или технологический предприниматель.

В настоящее время в образовательном подкластере реализуется инновационный образовательный проект, цель которого заключается в создании инновационной образовательной системы, включающей в себя широкомасштабные научные исследования, современные формы и методы обучения с использованием дистанционных технологий и активным внедрением полученных результатов в практику, включая создание бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. Здесь же возникает проблема формирования взаимоувязанной системы существующих стандартов обучения (специальностей и специализаций) для реализации необходимого инновационного образовательного процесса на примере в НЦА как АИК.

Словарь управления персоналом. Инновационный проект - проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Цель и. п. - создание новой или изменение существующей систем - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

На примере экономических специальностей эта проблема решается следующим образом : разработаны 16 модулей учебных курсов, изданных в виде учебника и учебных пособий; создаются кафедра "Инновационные технологии", бизнес-инкубатор, инновационный образовательный центр; сформированы и описаны квалификации выпускников: а) инновационный менеджер; б) менеджер по инновационному развитию организаций; в) менеджер по инновационному развитию кластеров и подкластеров.

Второй проблемой являются разработка и внедрение инновационных проектов. Решение ее связано с системной генерацией, описанием и экспертизой инновационных проектов, с повышением инвестиционной привлекательности проектов, с вовлеченностью в эту деятельность инновационных специалистов.

Третьей проблемой являются элементы национальной инновационной системы. Решение проблемы связано с регионально-отраслевой кластеризацией субъектов хозяйствования, с количественным анализом их инвестиционной эффективности и системным включением в эти кластеры адекватных элементов инновационной инфраструктуры.

Четвертую проблему составляет инновационная среда, базирующаяся на инновационной кластеризации. Решение ее заключается в системном объединении инновационной деятельности региональных отраслевых кластеров и, как следствие, в системном объединении элементов инновационной инфраструктуры. Например, создание НЦА в г. Жуковский призвано обеспечить российской авиации развитие и рост, а также прорыв России в мировые экономические лидеры. Таким образом, должна быть сформирована сеть научных венчурных предприятий при поддержке государства. Дополнительные возможности должны быть предложены для малого бизнеса.

Пятой проблемой являются проблемы коммерциализации результатов исследований и разработок. Трансформация научно-технических разработок в инновационный продукт, пригодный для производства и интересный рынку, самый трудный этап в цепочке, связывающей науку с потребителем. Причина - непонимание специалистами нужд рынка, отсутствие соответствующих знаний и опыта в области технологического предпринимательства.

Сегодня каждый научный институт вынужден в той или иной степени развивать новое для себя направление - коммерциализацию полученных результатов. Так поступают в каждом зарубежном университете или научном центре. Большинство руководителей российских научных коллективов имеют слабое представление о коммерциализации. Раньше они занимались внедрением и пытаются продолжать эту работу в новых экономических условиях. Однако внедрение - понятие из другой области экономики .

Ключевое звено в развитии инновационной деятельности в нашей стране - это не деньги и даже не нормативная база, а кадры, способные грамотно вести коммерциализацию научно-технических разработок, входить в контакты с зарубежными партнерами, выводить на мировой рынок свои разработки.

В процессе коммерциализации два участника: продавец и покупатель. Наука, выступающая в роли продавца, до коммерциализации уже доросла на основе государственно-частного партнерства. Промышленные предприятия, которые должны выступать в роли покупателя, не рассматривают технологию как лежащий на поверхности ресурс. Для них интересны такие ресурсы, как реструктуризация и рачительное распоряжение имеющимися фондами, хотя поиск и внедрение новых технологий тоже постепенно входят в сферу интересов предприятий. Поэтому взаимодействие российских научно-технических и промышленных предприятий в новых рыночных условиях - одна из основных существующих на сегодняшний день проблем.

Распространено мнение, что в условиях низкой платежеспособности целесообразнее финансировать разработку пусть не самого лучшего, но продаваемого в России продукта. Это не так. Выгоднее привезти уже имеющийся на мировом рынке инновационно-перспективный продукт или технологию его производства, чем тратить средства на освоение выпуска посредственного продукта. Выгоднее, потому что менее рискованно, а значит, дешевле. Без конкурентоспособности будущего нового продукта вкладывать деньги в его создание нецелесообразно.

Обычно все говорят о недостатке средств для доведения разработки до производства и рынка. На самом деле эта проблема редко бывает главной. В рыночной среде, если выходишь с коммерчески значимой инициативой, деньги всегда находятся. Однако помимо интересной идеи важна организация, то есть способность конкретных людей эту идею реализовать.

Опыт показывает, что в реальных условиях от идеи создания нового продукта до поступления доходов от его продажи проходит года три-четыре, в редких случаях - меньше. Это период инновационного проекта. Для того чтобы довести разработку от лабораторного прототипа до опытной партии, нужно около 1 - 2 млн долл. (мы не рассматриваем здесь затраты, связанные с предысторией разработки). Никто не дает таких денег сразу. Дают маленькими порциями за каждый отдельный шаг реализации инновационного проекта.

Основанием для инвестиций является легенда, называемая объемом будущего рынка нового продукта. В легенду можно верить или не верить - подтвердить ее без нового продукта нельзя. По мере того как он создается и выводится на рынок, легенда уточняется, выдвигаются аргументы в ее защиту. Даже когда появляются опытная партия и первые покупатели, легенда остается все еще не подтвержденной: планируемого рынка для этого продукта пока нет, и никто еще не достал из кармана 100 млн долл., чтобы его купить. Однако уже можно строить достоверные прогнозы. Именно в тот момент, когда идет продажа опытных партий, начинается процесс расширения производства. Превращаясь в серийное производство, малое предприятие обычно и продается, цена которого, как правило, начинается с десятков миллионов долларов. В этом экономический смысл инновационной деятельности. Кто в результате получит деньги? Предприятие и те, кто к моменту продажи бизнеса имеют долю в этом предприятии, в том числе разработчик и менеджер.

Примечание. В упрощенном смысле отчуждение знаний представляет собой предоставление информации. От качества отчуждения информации зависит ее последующее использование.

Возникает закономерный вопрос: сколько процентов на финишной прямой остается разработчику? Если он не вошел в число менеджеров, а остался специалистом, занимающимся только техническими вопросами, он оставляет за собой статус автора и получает "на выходе" менее 10%. По этому вопросу мнение большинства ученых прямо противоположное.

Создание новой продукции проходит 4 основных этапа : анализ концепции нового продукта (концептуальная стадия), лабораторная проверка осуществимости идеи (лабораторная стадия), создание опытного образца продукции (технологическая стадия), подготовка производства опытной партии и его реализация (производственная стадия). Каждый из этих этапов требует возрастающих на порядок инвестиций. А тот, кто приносит деньги, "отхватывает" часть прав собственности.

Кроме продавца и покупателя в процессе коммерциализации важную роль играет инфраструктура, элементом которой являются технопарки, прошедшие в своем развитии три стадии. На первой стадии они предоставляли инновационным предприятиям льготные помещения. На второй стадии технопарки предоставляли в общее пользование службы обеспечения. Третье же поколение технопарков осуществляют менеджмент и делают это, рассчитывая на долю в будущей прибыли. С помощью технопарка как мощного информационного и финансового канала у малого предприятия могут открыться новые возможности для выхода на мировой рынок.

В инновационной сфере наглядно отразились многие изменения в экономической жизни страны, которые принесли с собой реформы. Вопросы распределения прав на результаты исследований и разработок между авторами и различными организациями, в которых они работают, организационно-правовые формы коммерциализации этих результатов, особенности финансирования рисковых инновационных проектов, поиск и взаимодействие со стратегическим партнером, стратегическое бизнес-планирование, управление интеллектуальной собственностью, трансфер технологий - эти и иные аспекты процесса превращения научно-технической продукции в товар - совершенно новые для российских ученых и производственников в условиях рыночных отношений и различных форм собственности. Отношение же к малому инновационному бизнесу не всегда доброжелательное, особенно в институтах, из которых такие предприятия возникли. Потому поле для дискуссий остается достаточно широким.

Вышеописанные проблемы и пути их решения формулируют определенные требования к администрации регионов и отраслей, к руководителям субъектов хозяйствования. Эти требования заключаются в государственном подходе для решения этих проблем, достаточном уровне знаний в области инноватики и инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Гунин В. Н. Инновационная активность предприятий: сущность, содержание, формы. М.: ГУУ, 2011. 258 с.

2. Ескин К., Крутик А. Инновационная деятельность и новые открытия. Государственная стратегия реформирования // Инновации. 2012. N 7. С. 35 - 38.

3. Арутюнов Ю. А., Киселева М. М., Коротаева О. В. Опыт практической работы по инновационному развитию регионального/отраслевого подкластера образовательных учреждений: Уч. пос. Долгопрудный: МФТИ, 2011.

4. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности: Уч. пос. / Под ред. В. В. Балашова, В. В. Масленникова. М.: ГУУ, 2011. 270 с.

5. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционно-инновационных проектов. М.: Юнити, 2010. 364 с.

О. Трифонов

профессор

Московского городского

психолого-педагогического университета

А. Шаранин

Ведущий научный сотрудник,

преподаватель

кафедры "Инновационные технологии"

КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОДСИСТЕМЫИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Концепции рассматриваются вопросы создания и развития системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемыинновационной системы Московской области в свете задач, определенных Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ В.В.Путина, поручением ПрезидентаРоссийской Федерации по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления; Постановлением Правительства Московской области«Об утверждении первоочередных мероприятий по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системыи механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления», решениями Межведомственной комиссии по обеспечению реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системыи механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления и законом Московской области «О научно, научно-технической иинновационной деятельности на территории Московской области».

Данная Концепция разработана во взаимодействии с Министерством промышленности и науки Московской области, Министерством образования Московской области, Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области и Комитетом по предпринимательству Московской области с органами муниципального управления городов Троицк, Фрязино, Черноголовка, а также с ведущими образовательными учреждениями, реализующими программы подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельностис учетом перспектив развития инновационной инфраструктуры, планов научно-технического и инновационногоразвития Московской области.

Предметом Концепции является определение основных принципов и форм взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления Московской области, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, промышленных предприятий, научных и научно-производственных организаций и профессиональных объединений работодателей в реализации задачи формирования системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

Объектом Концепции являются отношения, возникающие при решении задачи подготовки кадров по организации иуправлениюдля сферы инновационной деятельности между органами государственной власти и местного самоуправления Московской области, субъектами образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственными предприятиями, научными и научно-техническими организациями Московской области, профессиональными объединениями работодателей.

Концепция содержит следующие разделы:

Раздел 1. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Раздел 2. Цель и задачи системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Раздел 3. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления московской области, субъектов образовательной деятельности и инновационной инфраструктуры, производственных и научно-технических организаций, профессиональных объединений работодателей при формировании и развитии системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Раздел 4. Основные направления, этапы и меры по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемыинновационной системы Московской области.

Раздел 6. Финансирование системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

1 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. особо подчеркнута важность взаимосвязи государственной политики в этой области с устойчивым функционированием системы непрерывной подготовки кадров по управлению в сфере инновационной деятельности.

«Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» рассматривают«развитие системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности» в качестве одной из основных мер «реализации государственной политики в области развития инновационной системы», «которая призвана стать одним из инструментов динамичного развития национальной экономики … за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий…..»

В послании Федеральному Собранию Российской ФедерацииПрезидент РФ В.В. Путин 10 мая 2006 года заявил: «Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток»…. Правительство должно навести порядок и с содержанием программ в профобразовании. Причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний».

В соответствии с поручением В.В. Путина от 16 апреля 2003 года № ПР-645 на территории Московской области реализуется пилотный проект по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в инновационном процессе.

Губернатор Московской области Б.В. Громов при подведении итогов работы Правительства за 2005 год и задачах на 2006 год жестко потребовал «приступить к конкретной работе и оценивать конкретные результаты» по реализации на территории Московской области пилотного проектапо практической отработке элементов национальной инновационной системыи механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, отталкиваясь от вышеупомянутых документов, разработка концепции осуществлялась, исходя из следующих основных принципов:

развитие системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности - одна из важнейших мер государственной политики в области формирования национальной инновационной системы;

создание центров подготовки кадров для инновационной деятельности является обязательным условием формирования и развития системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности

создание системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством подготовки кадров
является необходимым элементов создания системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Как показывает мировой опыт, для кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в каждой отрасли экономики требуются руководители и специалисты, обладающие особой подготовкой и владеющие специфическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность инновационного процесса в соответствующей предметной области.

В настоящее время подготовку кадров в Московской области ведет более 183 субъектов образовательной деятельности.

Однако проблема подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности, с точки зрения участников инновационных процессов, остается нерешенной, как в количественном, так и в качественном отношении.

По предварительным оценкам, основанным на данных пилотного маркетингового исследования, для Московской области необходимо готовить ежегодно около 3,5 тыс. специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Однако количество подготовленных специалистов и уровень их подготовки не в полной мере соответствует требованиям Губернатора и Правительства Московской области по обеспечению формирования инновационной системы Московской области.

В Московской области отсутствует единый центр (орган), разрабатывающий стратегию и координирующий подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

На муниципальном уровне не сформированыцентры подготовки кадров для инновационной деятельности, которые должны вести обучение по программам повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов инфраструктуры инновационной деятельности, промышленных предприятий, научных и научно-технических организаций и оказывать консультационные услуги в сфере инновационной деятельности с привлечением лучших специалистов Московской области.

В связи с невысоким развитиеминновационной культуры в обществе, а также недостаточной пропагандой успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации у части прошедших переподготовку и повышение квалификации специалистов возникают проблемы востребованности на территории Московской области.

Вопросы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности решаются различными органами государственной власти и местного самоуправления с недостаточной координацией действийи с недостаточной опорой на изучение реальных потребностей в кадрах для программ инновационного развития области. Такая деятельность не носит системный характер.

В образовательных учреждениях инновационной инфраструктуры, органах государственной власти и местного самоуправления нет единого понимания содержания программ подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности. Потребности работодателей и инновационной инфраструктуры в кадрах изучены недостаточно.

Разработанный на основе изучения мнения руководителей инновационных организаций и утвержденный Минтруда России в 2004 г. Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» для формирования содержания образовательных программ используется не в полном объеме. Квалификационный уровень работников предприятий и организацийв области управленияинновациями существенно уступает требованиям, предъявляемым на рынке труда.

Не ведется обучение команд специалистов, способных реализовать инвестиционные проекты и программыинновационного развития территорий, отраслей и организаций с учетом отраслевой (предметной) специфики.

Дляподготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности не хватает квалифицированных преподавательских кадров, значителен разброс в уровне их квалификации, недостаточна учебно-методическая и материально-техническая база, не сформировано общественное мнение о необходимости такой подготовки.

В настоящее время наиболее остро ощущается потребность в обучении следующих категорий руководителей и специалистов:

1) органов государственной власти Московской области, отвечающих за формирование и управление инновационной системой Московской области;

2) органов местного самоуправления муниципальных образований с высокой концентрацией инновационного потенциала, заинтересованных в инновационном развитии своих территорий;

3) инновационной инфраструктуры (технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, венчурных фондов и др.);

4) промышленных предприятий, научных и научно-производственных организаций,

5) малых инновационно-технологических фирм.

В связи с тем, что одномоментно нарастить количество кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности до требуемого уровня невозможно, особое внимание должно быть уделено подготовке преподавателей и консультантов, которые, сосредоточившись на первых порах в учебно-консультационных центрах муниципального уровня, смогут посредством программ повышения квалификации и консультационной деятельностиобеспечить потребности организаций, находящихся в муниципальных образованиях.

2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью формирования системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности Московской области является придание нового качества инновационной деятельности и увеличение на этой основе доли конкурентоспособной инновационной продукции в структурепроизводства Московской области.

Для достижения указанной цели следует решить в первоочередном порядке следующие взаимосвязанные задачи:

Организация взаимодействияорганов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

Разработка и последующее утверждение комплекта документов законодательного, правового и нормативно-методического обеспечения системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

Модернизация содержания и структуры профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в соответствии с потребностями инновационно ориентированных конкурентоспособных отраслей экономики Московской области;

Формирование системы мониторинга и прогнозирования потребностей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров по организации иуправлениюв сфереинновационной деятельности Московской области;

Создание сети муниципальных учебно-консультационных центров,реализующих планы переподготовки и повышения квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на территориях муниципальных образований Московской области с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, Академгородки, особые экономические зоны, закрытее административно-территориальные образования и иные виды технополисов;

Формирование условий для непрерывного профессионального роста профессорско-преподавательского состава, ведущегоподготовку кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности Московской области;

Создание системы мониторинга качества подготовки кадров для организации и управления в сфере инновационной деятельности;

Формирование системы независимого внешнего контроля качества подготовки кадров для организации и управления в сфере инновационной деятельности совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей;

Разработкаи организация выполненияГубернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года;

Разработкаи организация выполнениякомплексного плана основных мероприятий по созданию и развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года;

Формирование инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганда успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации.

В рамкахсистемы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области необходимо добиться расширениямасштабов и достижения нового качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями областного и муниципальных рынков труда в интересах ускорения социально-экономического развития Московской области.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Координация деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления субъектов образовательной деятельности и инновационной инфраструктуры, производственных и научно-технических организаций, профессиональных объединений работодателей Московской области по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

Координация кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Московской области в сфере промышленной политики и инновационной деятельности - Министерство промышленности и науки Московской области.

С целью координации Правительством Московской области создается Постоянно действующаяМежведомственнаярабочая группа кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Председатель постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности утверждается Постановлением Правительства Московской области.

Председатель комиссии одновременно является членом Межведомственной комиссии по обеспечению реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системыи механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.

В состав рабочей группы входят руководители и специалисты:

Министерства промышленности и науки Московской области,

Министерства образования Московской области,

Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области,

Комитета по предпринимательству Московской области,

органов местного самоуправления с высоким инновационным потенциалом, реализующих Программы инновационного развития муниципальных образований,

субъектов образовательной инфраструктуры, участвующей в подготовке кадров по организации иуправлениюв сфере инновационнойдеятельности,

субъектов инфраструктуры инновационной системыМосковской области,

производственных предприятий, научных и научно-технических организаций, осуществляющих программы инновационного развития;

профессиональных объединений работодателей.

Для выполнения решений Межведомственнойрабочей группы, координации действий при построении системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности и создании системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством подготовки специалистов создается Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности создается в организационно-правовой форменекоммерческого партнерства субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры и объединений работодателей Московской области.

В целях организациивзаимодействия всех заинтересованных сторон и государственного регулирования процессов создания системы кадрового обеспечения Московской области создается Наблюдательный совет НП «Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности», в состав которого входят также представители органов государственной власти и местного самоуправления.

На муниципальном уровне повышение квалификации кадров и консультационную деятельность осуществляют муниципальные учебно-консультационного центры сферы инновационной деятельности, которые во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями инновационной инфраструктуры муниципального уровня, субъектами образовательной инфраструктуры муниципального уровня, предприятиями и профессиональными объединениями работодателей:

организуют переподготовку и повышение квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности (прежде всего государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов инновационной инфраструктуры, промышленных предприятий, научных и научно-технических организаций);

осуществляют консультационную деятельность в интересах инновационной инфраструктуры, предприятий и организаций, особенно малых инновационно-внедренческих фирм;

участвуют в разработке и реализации инновационных проектов предприятий и программ инновационного развития муниципального образования.

Статус Муниципального учебно-консультационного центра сферы инновационной деятельности (Центра подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности)могут иметь:

образовательные учреждения высшего профессионального образования или их структурные подразделения;

учреждения дополнительного образования или их структурные подразделения;

любые организации, независимо от их основного вида деятельности, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности.

3.2 Деятельность органов государственной власти Московской области по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

3.2.1 Правительство Московской области:

а) утверждаеткомплексный план мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года;

б) утверждаетГубернаторскую программу подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года, готовит предложения о финансировании Губернаторской программы с привлечением бюджетных и внебюджетных средств;

в) создает условия дляформирования инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности.

3.2.2 Московская областная Дума:

а) утверждает расходы бюджета Московской области навыполнение:

комплексного плана мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области;

Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности;

б) в установленном порядке рассматривает предложения субъектов законодательной инициативы о совершенствовании законодательства в области государственной поддержки кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

3.3 Деятельность органов местного самоуправления Московской области по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

Органы местного самоуправления муниципальных образований с высоким инновационным потенциалом:

а) в рамках программы инновационного развития муниципального образования утверждают программу подготовки руководителей и специалистов по организации и управлениюв сфере инновационной деятельности;

б) организуют взаимодействие с муниципальным учебно-консультационным центром сферы инновационной деятельности;

в) организуют прогнозирование потребностей в кадрах для сферы инновационной деятельности в муниципальных образованиях;

г) организуют обучение руководителей и специалистов органов местного самоуправления по программам переподготовки и повышения кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

д) способствуют формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации на территории муниципального образования.

3.4 Деятельность постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

Главной целью создания и функционирования постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы является разработка стратегии формирования системы непрерывного образования в инновационной сфере Московской области и организация взаимодействияорганов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Постоянно действующаяМежведомственнаярабочая группа кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности:

а) разрабатывает стратегию формирования и развития системы непрерывного образования в инновационной сфере Московской области;

б) координирует деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Московской области;

в) анализирует состояние и качество подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в Московской области;

г) организует выполнениеГубернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года;

д) организует выполнениекомплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года;

е) формирует предложения по внесению изменений в законодательные акты Московской области в сфере кадрового обеспечения инновационной деятельности;

ж) анализирует обеспеченность производственных предприятий,научных и научно-технических организаций, претендующих на поддержку Правительства Московской области, квалифицированными кадрами в сфере инновационной деятельности, принимает меры к удовлетворению потребностей;

з) обеспечивает реализациюкомплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

3.5 Цели и основные функции Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности

Главными целями Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности является организаторская работа по выполнению решений Межведомственной рабочей группы по координации действий субъектов образовательной и инновационной инфраструктур Московской области в целях формирования и развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Основные функции Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности:

а) координация деятельности субъектов образовательной и инновационной инфраструктуры Московской области по подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности в порядке, установленном нормативными актами органов государственной власти Московской области;

б) содействие созданию системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей;

в) организационное и методическое обеспечение взаимодействияорганов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

г) содействие становлению на территории Московской области системы общественно-профессиональнойаттестации специализированных образовательных программ по подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

д) мониторинг образовательной деятельности по подготовке кадров для сферы инновационной деятельности на территории Московской области;

е) содействие формированию на основе предложений органов исполнительной власти Московской области и местного самоуправления сети муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности и оказание им научно-методической и консультационной поддержки;

ж) организациямониторинга потребностей в кадрах для организации и управления в сфере инновационной деятельности по заказам органов государственной власти, местного самоуправления и иных заинтересованных организаций;

з) участие в разработке и выполнении Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года;

и) участие в разработке и выполнении комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года;

к) подготовка аналитических материалов о состоянииподготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации иуправлению в сфере инновационной деятельности по запросам органов государственной власти и управления, иных заинтересованных организаций;

л) изучение, обобщение и распространение передового опыта в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на основе анализа существующей практики;

м) подготовка предложений в законодательные и нормативные акты Московской области, регулирующие кадровое обеспечение сферы инновационной деятельности;

о) обеспечение научно-организационного и научно-методического сопровождения подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, руководителей и специалистов сферы инновационной деятельности Московской области;

п) организация переподготовки и повышения квалификации государственных имуниципальных служащих, а также преподавателей-консультантов субъектов образовательной деятельности инновационной инфраструктуры Московской области;

р) проведение научно-методических семинаров и конференций по вопросам кадрового обеспечения сферыинновационной деятельности, подготовка к изданию учебно-методических материалов для кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

с) разработка, созданиеи поддержание информационно-аналитической системы, обеспечивающей справочной и аналитической информацией органы государственной власти Московской области, местного самоуправления и участников инновационного процесса по их запросам;

т) создание и поддержание Интернет-сайта центра;

у) реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

3.6 Функции муниципального учебно-консультационного центра сферы инновационной деятельности

Функции муниципального учебно-консультационного центра сферы инновационной деятельности:

а) обучение по программам повышения квалификации кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

б) формированиекоманд консультантов под реализацию конкретных инновационныхпроектов по заказам заинтересованных организаций;

в) содействие в разработке программ инновационного развития муниципального образования по заказам заинтересованных организаций;

г) изучение потребностей в кадрах для инновационной деятельности в муниципальном образовании по заказам органов самоуправления и заинтересованных организаций;

д) подготовка материалов для информационно-аналитической системы Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

е) реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации муниципального образования.

4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЭТАПЫ И МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОДСИСТЕМЫИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности должно привести к достижению нового качества подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности и увеличению их количества, что позволит достичь нового качества инновационной деятельности и увеличения на этой основе доли конкурентоспособной инновационной продукции в структурепроизводства Московской области.

Развитие системы должно осуществляться поэтапно, с учетом реализации Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, Поручения ПрезидентаРоссийской Федерации от 16.04.2003 г. № ПР-645 по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления, Федеральной целевой программы развитияобразования на 2006 - 2010 г.г., Закона Московской области «О научно, научно-технической иинновационной деятельности на территории Московской области», Постановления Правительства Московской области от 05.04.2004 №183/13 «Об утверждении первоочередных мероприятий по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления», других законов и нормативно-правовых актов Московской области.

На первом этапе - 2006 г. осуществляется разработка и утверждение концепции кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности и создание на ее основе системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Московской области, обеспечивается системная работа по подготовке кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на территории Московской области, отрабатываются механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также профильных организаций.

С этой целью решаются следующие задачи.

Разработка концепции кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Московской области. Разработка должна проводиться во взаимодействии с Министерством промышленности и науки Московской области, Министерством образования Московской области, Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области и Комитетом по предпринимательству Московской области, а также с органами муниципального управления с учетом перспектив развития инновационной инфраструктуры, планов научно-технического и инновационногоразвития Московской области.

Исследование состояния подготовки по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в Московской области с целью выработки рекомендаций по формированию сети муниципальных учебно-консультационных центров иповышению качества подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности. Проведение мониторинга действующей системы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности должно быть выполнено с учетом методики аналогичного мониторинга деятельности образовательных учреждений инновационной инфраструктуры России, разработанной по заказу Федерального агентства по науке и инновациям. По результатам мониторинга должен быть составлен реестр и создана база данных субъектов образовательной деятельности, осуществляющих подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров по организации и управлениюв сфере инновационной деятельности Московской области.

Выработка предложений по организации взаимодействияорганов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Создание постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности.

Создание Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в г. Красногорске Московской области.

Научно-методическое и организационное обеспечение создания и функционирования Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности должно содержать описание основных направлений деятельности, принципов функционирования, структуры и штатного расписания, оценку годового бюджета. На первом этапе Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности создается как подразделение Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, которое проводит работу по разработке научно-методического и организационного обеспечения создания и функционирования центра как некоммерческого партнерства субъектов образовательной и инновационной инфраструктур и объединений работодателей Московской области с участием в Наблюдательном совете некоммерческого партнерства заинтересованных представителей органов государственной власти и местного самоуправления. На этом этапе центр инициирует становление системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей.

1. Создание пилотных муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности в городах Черноголовке и Фрязино Московской области, презентация центров региональной системы кадровой поддержки инновационной деятельности. Научно-методическое и организационное обеспечение создания и функционирования пилотных муниципальных учебно-консультационных центров должно содержать описание основных направлений деятельности, принципов функционирования, структуры и штатного расписания, оценку годового бюджета.

2. Разработка комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года, оценка источников финансированияреализации плана с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

3. Разработка Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года и подготовка предложений о финансировании Губернаторской программы с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

4. Разработка научно-методического обеспечения создания системы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности и его апробация в ходе научно-практической конференции «Кадровое обеспечение инновационной деятельности организаций Московской области».

5. Разработка механизма взаимодействия Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности с муниципальными учебно-консультационными центрами. Механизмы должны быть апробированы на примере взаимодействия Московского областного координационного центра в г. Красногорске с пилотными муниципальными учебными центрами в городах Черноголовке и Фрязино Московской области. В ходе апробации должна быть проведена программа повышения квалификации для специалистов по управлению инновациями Научного центра РАН в г. Черноголовка.

6. Формирование предложений по внесению изменений в законодательные и нормативно-правовые акты Московской области. Должны быть приняты акты, обеспечивающих выполнение Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года и комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года.

7. Разработка комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

На втором этапе 2007-2008г.г. формируются механизмы эффективного управления системой кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности, разрабатывается необходимое правовое и нормативно- методическое обеспечение ее деятельности.

Основные направления и первоочередные меры этого этапа составляют:

Практическая отработка механизмов эффективного управления системой кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

Совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Совершенствование принципов функционирования и структуры Межведомственной рабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности, Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностис целью решения задачи эффективной координации действий субъектов системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности. Создание Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как некоммерческого партнерства субъектов образовательной и инновационной инфраструктур и объединений работодателей Московской области с участием в Наблюдательном совете некоммерческого партнерства заинтересованных представителей органов государственной власти и местного самоуправления.

Создание профессиональных объединений работодателей Московской области как полноправных субъектов развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности с цельюпридания практической направленности программам подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности, учета требований рынка труда, привлечения дополнительных интеллектуальных и материальных ресурсов к развитию инновационной системы.

Развитие системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, становление на территории Московской области системы общественно-профессиональной аттестации специализированных образовательных программ по подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

На третьем этапе - 2009-2010 гг. предстоит в полной мере реализовать изложенные выше меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку, развернуть новые модели содержания подготовки кадров по организации и управлениюв сфере инновационной деятельности на основе анализа опыта и специфики условий Московской области.

2. Развертывание сети муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности, совершенствование принципов их функционированияи структуры.

3. Разработка и принятие законодательного, правового, нормативного и методического обеспечениясистемы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

4. Реализация механизмов формирование единого информационного и методического пространства системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности, котороевключают в себя:

4.1 создание единой информационно-аналитической системы поддержки непрерывной подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности, включающей региональный реестр субъектов образовательной деятельности инновационной инфраструктуры;

4.2 разработку нового поколения учебного и учебно-методического обеспечения подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, отображающих изменение ситуации на инновационном рынке;

4.3 использование в процессе подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности внешних информационных ресурсов и технологий дистанционного обучения;

4.4. обеспечение доступности всех форм обеспечения подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности за счет использования ресурсов сети «Интернет».

5. Реализация комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года.

6. Реализация Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года.

7. Реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

На третьем этапе - 2009-2010 гг. предстоит в полной мере реализовать изложенные выше меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку, развернуть новые модели содержания подготовки кадров по организации и управлениюв сфере инновационной деятельности на основе анализа опыта и специфики условий Московской области.

5 ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Финансирование системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в части реализации программ высшего профессионального образования и программ дополнительного профессионального образования проводится в соответствии с действующим законодательством.

Работа постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности, профессиональных объединений работодателей осуществляется на общественных началах.

Московский областной координационной центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности функционирует как юридическое лицо, и финансируется членами некоммерческого партнерства.

Муниципальные учебно-консультационные центры сферы инновационной деятельности действуют на принципах самофинансирования от образовательной и консультационной деятельности.

Реализация учебно-консультационными центрами программ подготовки кадров для инновационной деятельности (Губернаторская программа) финансируется на долевой основе из средств бюджета Московской области, с привлечением не менее 50% внебюджетных средств заинтересованных субъектов инновационной деятельности, имеющих утвержденные программы инновационного развития.

Из бюджета Московской областифинансируется реализация программ обучения руководителей и специалистов органов государственной власти Московской области.

Из бюджетов муниципальных образованийфинансируется реализация программ обучения руководителей и специалистов органов местного самоуправления в интересах инновационногоразвития муниципального образования.

Реализация Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года осуществляется на долевой основе, с привлечением не менее 50% внебюджетных средств, с заинтересованными юридическими и физическими лицами (предприятиями, реализующими инновационные проекты, венчурными и другими фондами, муниципальными образованиями, реализующими программы инновационного развития).

Средства на государственную поддержку предприятий и муниципальных образований выделяются только в случае наличия у них Программ инновационного развития, которые должны обязательно предусматривать подпрограмму подготовки кадров, в том числе по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Таким образом, реализуется рыночный принцип подготовки и предпринимаются шаги по формирования и развитию цивилизованного рынка в образовательной деятельности подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

В.Г.Зинов - декан факультета инновационно-технологического бизнеса ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук

И.И.Кузьменкова - Исполнительный директор факультета инновационно-технологического бизнеса ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

В.Г.Яшин - Директор Национального информационно-аналитического центра по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, кандидат технических наук




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении